На японском канале NHK был показан документальный фильм о Миядзаки. В фильме легендарный режиссер заявил, что его не устраивает качество короткометражки с использованием компьютерной графики, над которой он работал для музея. Вместо этого он выпустит полнометражный мультфильм.
Хаяо Миядзаки вернулся с пенсии и снимает мультфильм про гусеницу. Проект называется Boro the Caterpillar («Гусеница Боро») и рассказывает о похождениях «маленькой волосатой гусеницы — такой маленькой, что ее можно раздавить между пальцами». Официально зеленый свет мультфильму еще не дали, но Миядзаки над ним уже вовсю трудится и намерен завершить картину к 2019 году.
Как же я рада!!!! *Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011
Мультфильмы Хаяо Миядзаки — не только великолепная анимация и романтика, которая позволяет взрослым почувствовать себя детьми, а детям понять чуть больше о взрослых. И не только мясо, поедаемое в «Унесенных призраками», и ценный мех белого волка в «Принцессе Мононокэ». Все действие этих картин происходит на фоне техники. И в прошлом, и в наши дни, и в фантастическом будущем почти всегда что-то пышет паром, двигает шатунами, летает и плавает. ART1 решил покопаться в истории авиации и выяснить, что за самолеты на самом деле появляются в кадре.
Случай Миядзаки особый — он настолько внимательно относится к рисованной машинерии, что даже фантазийные аппараты кажутся не просто объектом чистого творчества. Мультфильм «Ветер крепчает», последняя работа режиссера, стал и окончательным его переходом к технической подлинности. Если прежде зрителю показывали скорее образы, то теперь в кадр попадают пусть и рисованные, но уже совершенно реальные машины. Так, в «Ходячем замке» изображения броненосцев, отплывающих на бой, еще созданы по мотивам французских линейных кораблей конца XIX века — действительно, весьма живописных в своей монструозности.
Зато в «Ветер крепчает», где речь идет о предвоенной Японии, на экране проплывают уже авианосец «Хосё» и линкор «Нагато», причем изображение соответствует их виду в конкретный период. А один из ранних самолетов, выглядящих в мультфильме симпатичной юркой стрекозой — это истребитель 1MF2, производившийся фирмой Mitsubishi в начале 1920-х.
2014_03_06_Hosho_Kaze Tachinu Авианосец Hosho, кадр из трейлера к мультфильму «Ветер крепчает» (2013)
03_hosho Авианосец Hosho
Но какая бы техника не появлялась в мультфильмах студии Ghibli, заметно, что все-таки самую горячую любовь Миядзаки всегда питал к летательным аппаратам. Cама студия названа в честь итальянского разведывательного и транспортного самолета Caproni Ca.309 Ghibli. Странно звучащее для европейского уха имя «Гибли» в арабском языке означает средиземноморский ветер сирокко. Для режиссера оно имело двоякий смысл — это и самолет, и новые веяния в индустрии анимэ. Одними мультфильмами и манга, однако, дело не ограничивалось, среди работ Миядзаки есть и иллюстрации для обложек книг еще одного романтика авиации Антуана де Сент-Экзюпери «Ночной полет» и «Планета людей».
07_caproni-ca-309-ghibli Caproni Ca.309 Ghibli
Все касающееся авиации и полетов в мультфильмах Миядзаки подано не только красиво, но и продуманно. Пусть дирижабли в «Небесном замке» оказываются плодом фантазии, но, глядя на мелькающий в кадре каркас планера, понимаешь, что еще немного работы в мастерской, и он действительно может взлететь. И даже если лица людей, как требует жанр, довольно схематичны, то детали управления воздушными кораблями и отдельные механизмы прорисованы со всей тщательностью.
Мультфильм «Порко Россо», основанный на манге «Воспоминания об эпохе гидропланов», еще в 1992-м стал прямым выходом Миядзаки из воображаемого мира анимэ в реальность и одой авиации конца 1920-х — начала 1930-х годов. Это было время прорывов в тогда еще только развивавшемся авиастроении, эпоха рекордов и пилотов-пионеров. Так, популярнейший Кубок Шнайдера, о котором в мультфильме иногда идет речь — это соревнования на скорость, где смельчаки-энтузиасты облетывали самолеты со все более мощными двигателями и новыми аэродинамическими решениями. Тогда эти состязания были чем-то средним между современной Формулой-1, экстремальным спортом и испытательным полигоном. Многие летчики погибали, пытаясь выжать из своих машин все возможное и невозможное. Первая мировая война еще была свежа в памяти, а самолеты в ней показали себя эффективными боевыми машинами. Так что конструкторы, зализывавшие обводы и придумывавшие новые формы крыльев, не забывали и о том, что лучший самолет должен быть не только красив и быстр, но и опасен для врага. В «Порко Россо» встречаются не только стилизованные или вымышленные самолеты. В «облаке погибших пилотов» видны и четко нарисованные истребитель Nieuport 17, гидросамолеты Macchi M.5, Hansa-Brandenburg CC, Savoia SM.55 и другие.
09_folgore Macchi C.202 Folgore
Считается, что дизайн машины Порко Россо была создан Миядзаки по воспоминаниям. Но воспоминания были вполне конкретны. Самолет-образ был собран прежде всего, из Savoia S.21 и Macchi M.33. Первый и основной прототип рисованной машины — гоночный гидросамолет-биплан, созданный в 1921-м году и, скорее, оригинально выглядящий, нежели хорошо летающий. Самолет тяжело управлялся на малых скоростях, так что Порко не зря в одном из диалогов упоминает сложности со взлетом и посадкой. Зато что касается отдельных элементов в мультфильме, все довольно точно. На самолете стоят немецкие пулеметы «шпандау», а по ходу событий двигатель Isotta Fraschini Aso будет заменен на FIAT A.S.2. Художники при этом пошутили и нарисовали на нем табличку Ghibli вместо оригинального фирменного шильдика. Двигатель был специально разработан FIAT для гонок на Кубок Шнайдера 1926-го года, тогда их выиграл самолет Macchi M.39 с этим агрегатом. Если приглядеться, на таком же летает друг Порко из итальянских ВВС.
10_savoia-s-21 Savoia S.21
Главный соперник свина-авиатора Дональд Кертис устраивает чудеса на виражах на гоночном биплане CurtissR3C-0 с пулеметами «браунинг». Справедливости ради стоит отметить, что столкнись Порко и Кертис в реальном воздушном бою, первому вряд ли повезло бы — самолет американца был более продвинут по всем параметрам. Вымысел и история с этим самолетом снова переплетаются, да еще как! В 1925-м пилот Джимми Дулиттл на модели R3C-2 выиграл Кубок Шнайдера, обогнав упоминавшийся выше MacchiM.33. А в 1942-м Дулиттл — уже подполковник — будет командовать самым первым рейдом американских бомбардировщиков B-25 на Токио, причем взлетят они с авианосцев, что для этого типа считалось невозможным.
2014_03_06_Сurtiss rattlesnake
12_r3c-2-and-jimmy-doolittle R3C-2 и Джимми Дулиттл
Страхолюдный Dabohaze, на котором летает банда пиратов «Мама Аюто», не просто называется «по-немецки». Знатоки авиации сразу узнают в нем гибрид немецких гидросамолетов Dornier — в данном случае, видимо, Do.15 и Do.24, но с двигателем Rolls Royce Eagle и вооруженный пулеметами «льюис». Одной из характерных черт гражданских и военных летающих лодок, производившихся этой фирмой, были аэродинамичные поплавки внизу фюзеляжа.
13_-dabohaze Dabohaze
В межвоенный период Dornier стали и одной из первых компаний, попытавшихся наладить производство даже не летающих лодок, а целых лайнеров вроде гигантского Do X.
14_dornier-do-24 Dornier Do.24
«Ветер крепчает» посвящен Дзиро Хорикоси, ведущему конструктору авиаподразделения Mitsubishi в 1930-40-е годы и создателю истребителя А6М «Зеро» — одной из самых известных машин Второй мировой войны. По степени узнаваемости и смертоносности она стоит в одном ряду с советским штурмовиком Ил-2, немецким пикировщиком Ju-87 Stuka или американским бомбардировщиком B-17 Flying Fortress. И немудрено: в начале Второй мировой это был лучший истребитель на Тихом океане — легкий, маневренный, с достаточным вооружением и большим радиусом действия. В ходе войны Хорикоси проектировал и более продвинутые самолеты, но Японии уже не удавалось нормально наладить их производство, так что A6M запомнился лучше всего. Пилоты сравнивали его с самурайским мечом, и «Зеро» прошел всю войну от первых легких побед до последних отчаянных атак камикадзе.
Мультфильм, заявленный как завершение карьеры Миядзаки, удивительно закольцовывается и с жизнью самого аниматора. Во время войны в Японии существовала фирма Miyazaki Airplane, производившая детали как раз для «Зеро», а ее владельцем был отец малыша Хаяо. Детские впечатления, по сути, переросли в дело жизни режиссера, но при этом он сохранил все тот же взгляд ребенка, восторженно смотрящего на крылья и моторы. Пилотам же, которым приходилось сталкиваться с такими машинами, было не до восторгов.
2014_03_06__А6М Zero А6М «Zero»
Слава «Зеро» сыграла дурацкую шутку с кинокритиками, писавшими о «Ветер крепчает», и ввела в заблуждение зрителей, незнакомых с историей военной авиации. Самолет, который Дзиро Хорикоси упорно разрабатывает чуть не половину фильма — это отнюдь не «Зеро», а предшественник истребителя-легенды — А5М. В своем ранге он тоже известен и в мультфильме показан даже в двух образцах — опытном с крылом формы «обратная чайка» и серийном. Его создание, начавшееся в 1934-м, и в самом деле было непростым.
17_a5m А5M
А5М оказался первым палубным истребителем-монопланом в мире — факт, делающий честь конструктору и герою мультфильма. От Японии такого прогресса никто не ожидал. Поначалу летчики и командование отвергли новую машину из-за более высокой посадочной скорости и доктрины, предусматривавшей, в первую очередь, бои на горизонтальных виражах. На авианосце всегда важен каждый метр и способность быстро затормозить. Схема самолета же предполагала улучшение не столько и без того приличной маневренности, сколько скоростных характеристик. Впрочем, в 1936-м самолет пошел в серию, а после начала Японо-Китайской войны голом позже убедительно показал свои преимущества. Более старые японские истребители поначалу проигрывали американским и английским, стоявшим на вооружении Китая — как раз из-за меньшей скорости. И именно А5М в сочетании с подготовкой японских пилотов повернул ход воздушных боев в пользу Японии. Самолет использовался по назначению до 1942-го, хотя к тому времени уже окончательно устарел, а ему на смену пришел легендарный «Зеро».
К 1945 году на оставшихся в резерве экземплярах отправлялись в последний полет уже только камикадзе. Во время войны в Китае с А5М столкнулись и советские летчики, прилетавшие сюда целыми подразделениями на советских же самолетах для оказания военной помощи Чан Кай Ши. Самолет, обозначавшийся у нас как И-96, считался серьезным соперником. И снова исторический парадокс. В первом же бою советских истребителей И-16 с А5М был сбит единственный японский самолет. Фамилия погибшего летчика была… Миядзаки.
В охотку посмотрела сериал Нодамэ Кантабиле / Nodame Cantabile. Если закрыть глаза на примиивный анимешный символизм типа заштрихованных физий и капилек на голове, сердечек, молний или "буратин в огне", то вполне смотрибельно. Короче, сюжет неплохой и очень много классической музыки.
*Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011
слава богу это не на каждом шагу, так что можно проигнорировать *Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011
Сообщение отредактировал(а) Utpala - Четверг, 09.08.2018, 19:24
Про девочку художницу из Хиросимы. Про войну. Про жизнь про смерть и про любовь Не такой страшный как Могила светлячков но тоже местами пронзительный. *Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011